RUS ENG

Journal "Inland Water Biology"

№ 2 за 2001 год

M.I. Gladyshev

Biomanipulation as tool for management of water quality in inland waterbodies.

Papers published in leading international limnological and ecological journals in 1990-1999 are reviewed. Fundamentals of the hypothesis of trophic cascade - biomanipulation "top-down" are given and experimental data, both supporting or contradicting in the hypothesis are analysed. Variants of possible decouplings in a pelagic cascade chain are considered. The role of benthivorous fishes and macrophytes is shown demonstrated. Theoretical and applied recommendations on biomanipulation sering the improvement of water quality in fresh waters are generalised.

O.A. Lyashenko

Taxonomical composition of phytoplankton in the Ivankovo reservoir.

About 480 taxa of algae were found in the phytoplankton of the Ivankovo reservoir. Among them the green, diatom and blue-green algae have the most taxonomic diversity of phytoplankton. The significant similarity of taxonomic composition and indices of quantitative development of algae in three parts of the reservoir is showed. The differences are caused by hydrologic features and different trophic status of the parts.

A.I. Kuzmichev, A.N. Krasnova

Diminutive grasses of sandbars. History of formation and structure of floristic complex of floodplain nanoephemeretum.

The discussion is presented of taxonomic structure and areagenetic features of nanous vascular plants associated with intermittent shallow waters and wet sandbars. They are fragments of the lost and improverished floristic palaeo complex of the Pleocene existing in littorals of the Eastern Europe. Global changes in the natural environment at the end of the Pleocene - beginning of the Pleistocene caused degradation of the ecotope area and the complex reduction howdays. It occurs in few reservoirs with a fluctuating water level, for example in the Rybinsk reservoir and develops fragmentary in natural bodies of water late in summer and early in fall when the water level drops and mass development of few species of this plant group starts at water free parts of the aridal zone.

N.G. Kosolapova

Fauna and abundance planktonik heterotrophic flagellates in small fresh bodies of water.

The abundance and species composition of heterotrophic flagellates from small fresh bodies of water (a loggy lake, a small river and a pond) were investigated. 53 species of flagellates of to 10 orders have been found. Seasonal dynamics flagellates and bacteria abundance in the studied sites is shown. The similarity of abundance and species composition of heterotrophic flagellates of three shallow reservoirs and in small waterbodies and large lakes and reservoirs is discussed.

V.G. Gagarin

Review of free-living nematode fauna from fresh waters of the Russian Arctic and Subarctic.

A list of free-living nematodes found in fresh waters of the Russian Arctic and Subarctic includes 179 species from 9 orders and 28 families. In the Arctic and Subarctic the most diverse nematodes are of families Tobrilidae (24 species), Monhysteridae (18 species), Plectidae (11 species). Common species, wide-spread in fresh waters from equator to the poles make a bulk of the Arctic and Subarctic nematodе fauna.

A.E. Zhokhov

Caspian invader Aspidogaster limacoides (Aspidogastrea, Aspidogastridae) in the Upper Volga: the history of invasion.

The history of Aspidogaster limacoides invasion of the Upper Volga is described. The invasion occurred via two routes: from Kuibyshevsk Reservoir up stream the cascade of reservoirs and through the Moscow canal system. Carp fishes - the parasite facultative hosts - contributed to the spread of aspidogaster. At present A. limacoides is a common parasite of cyprinids in the Upper Volga reservoirs. Its invasion has not exerted a negative effect on the aboriginal fauna.

A.I. Bасаnov, V.N. Stolbunova, I.V. Dоvbnya, N.N. Zhgareva, V.V. Zаkonnov

The animal population of aquatic vegetation in Lake Nero: fauna of some macrophyte associations.

The complex research of fifteen macrophyte associations in Lake Nero has been carried out. The main quantitative characteristics of macrophytes, bottom sediments, zooplankton, zoobenthos and zoophytos are presented. Dominant species of the main ecological groups of the animal population are indicated.

S.I. Genkal, G.I. Popovskaya, N.A. Bondarenko

About morphology and taxonomy of Pliocaenicus costatus (Log., Lupik. et Churs.) Flower, Ozornina et Kuzmina (Bacillariophyta).

Species collected from lakes of the Pribaykalskiy and Zabaikalskiy regions and Chukotka were studied by the electrone-microscope method. It is shown that Pliocaenicus costatus (Log., Lupik. et Churs.) Flower, Ozornina et Kuzmina manifests significant morphological variability. On a basis of the obtained results it is suggested to include all intraspecific taxa of this species into synonymy. The generic features of Pliocaenicus are clarified.

A.P. Mylnikov, Z.M. Мylnikova

The fine structure of amoeboid flagellate Cercomonas metabolicus Mylnikov.

Fine structure of amoeboid flagellate Cercomonas metabolicus is considered. Two heterodynamic flagella begin at the anterior cell end. The root flagellar system consists of the microtubular cone and three microtubular bands. The pyriform nucleus with excentral nucleolus, Golgi apparatus and endoplasmic reticulum are of a common structure. The spherical mitochondria of various shapes contain vesicular cristae. Several microbodies with fine-grained contents and dark condensation occur in cytoplasm. The extrusomes (microtoxicysts) have been found in the cell. The symbiotic bacteria are located beneath the cell surface. The similarity of Cercomonas metabolicus with cercomonads and other amoeboid flagellates is discussed.

A.G. Ochapkin

Composition and ecology of dominant phytoplankton species in streams and reservoirs of the Middle Volga: green algae, euglenoids, cryptomonads, dinoflagellates, chrysomonads and blue-green algae.

Composition and ecology of dominant species of green algae, euglenoids, cryptomonads, dinoflagellates, chrysomonads and blue-green algae were studied in streams and reservoirs of the Middle Volga (the Volga river before construction of the Cheboksary reservoirs, Gorky and Cheboksary reservoirs and their tributaries) different in morphometry and hydrochemical composition. Regularities of seasonal and interannual dynamics of the dominant algae species biomass are characterized in relation to abiotic factors of the environment.

O.A. Lyashenko, N.M. Mineeva, N.Yu. Meteleva, V.V. Solovyova

Pigment characteristics of phytoplankton in the Uglich reservoir.

Plankton pigment characteristics in the Uglich reservoir obtained during 1985-1999 are under consideration. Chl a content that indicates phytoplankton abundance as well as the reservoir trophic status, shows appreciable spatial and temporal variations. The highest Chl in a seasonal cycle is marked during the late summer. Near shore shallows are characterized by increased with boosted Chl all over the observation period. Chl a, pheopigments, and plant carotenoids change similarly. The relative content of pheopigment is typical for fresh waters, pigment ratio E480/E664 testifies to a satisfactory physiological state of algae. Mean seasonal and summer Chl values characterize Uglich reservoir as a mesotrophic one.

V.B. Verbitsky, Ye.A. Koreneva, S.A. Kurbatova, T.I. Verbitskaya

Response of zooplankton to the temperature effect: dynamics of abundance and responses of dominating species.

The response of zooplankton in microcosms the effect of temperature with a step of 5 and 10°С was investigated. Quantitative data on dynamics of abundance and structure of the dominant complex of species depending on nagnitude, duration and orientation of the temperature factor were obtained. The optimum and critical temperature values as well as the temperature regime promoting a rapid increase in a number of dominating species as Daphnia longispina, Ceriodaphnia quadrangula, Bosmina longirostris, Chydorus sphaericus и Thermocyclops oithonoides were determined. The critical temperature value were found for the zooplankton community.

S.N. Perova, G.KH. Shcherbina

Structure of macrozoobenthos in different parts of the Gorky reservoir.

A comparative analysis of the structure of bottom invertebrates community is carried out in the channel and lacustrine parts of the Gorky reservoir in autumn 1995. It is found, that the macrozoobenthos in the channel part can be distinguished by larger species diversity. The highest average biomass was registered in a channel of the lacustrine part. It is shown, that the domestic sewage from large cities influenced significantly an index of saprobity and bottom invertebrates abundance in the channel and littoral zones. The similar parameters on the slope of the channel did not differ reliably. It has been found, that the spreading of zebra mussel biocenosis promoted an increase in biomass of feeding objects valuable for benthophagous fish.

G.I. Izvekova

Ligula intestinalis (Cestoda, Pseudophyllidea): some aspects of plerocercoids carbohydrate metabolism.

The peculiarities of final stages of carbohydrate metabolism in Ligula intestinalis plerocercoids from the body cavity of bream were studied. During in vitro incubation plerocercoids decreased рН of the medium and secreted lactic acid in to the ambient solution. At long incubation the changes of these parameters depended on the contents of glucose in the medium and worms size. The rates of medium pH change and lactate production eventually decline during the incubation. In body cavity wash-out of a bream infected and uninfected by L. intestinalis plerocercoids no significant differences in the contents of lactic acid were found. The relationships in a parasite-host system are discussed in connection with carbohydrate metabolism.

A.M. Andreeva, E.A. Zabotkina

Immune system organs of bream Abramis brama L. in early ontogenesis.

The immune system organs of bream from prelarvae up to fingerling were investigated by hystological methods. It is found that formation of the pronephros finishes in 1-2 days after hatching. A liver and spleen are found for the first time in a one day prelarvae, and a thymus gland - in 14 days after hatching. The thymus gland of a 8-weeks bream larvae has three distinct layers: peripheric, cortical and medullar.

A.I. Kuzmichev, A.V. Slavgorodskiy

About the book "Atlas of flora from waterbodies of the Tyla region" by Shcherbakov A.V.

G.S. Rosenberg, Yu.M. Lebedev

The First All-Russian Conference "Studies of ecologo-geographical problems of nature management to ensure the territory structure and stability in development of oil- and gasfields in Russia. Theory, methods and practicle".

© 2008-2019 IBIW RAS

Message to webmaster

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

RUS ENG

Журнал "Биология внутренних вод"

№ 2 за 2001 год

М.И. Гладышев

Биоманипуляция как инструмент управления качеством воды в континентальных водоемах (обзор литературы 1990-1999 гг.).

Сделан обзор статей, опубликованных в основных зарубежных лимнологических и экологических журналах за 1990-1999 гг. Изложены основы гипотезы трофического каскада - биоманипуляции "top-down", проанализированы экспериментальные данные, подтверждающие гипотезу и противоречащие ей. Рассмотрены варианты возможных разобщений в пелагической каскадной цепочке. Показана роль рыб-бентофагов и макрофитов. Обобщены практические и теоретические рекомендации по проведению биоманипуляции с целью улучшения качества воды в пресноводных водоемах.

О.А. Ляшенко

Таксономический состав фитопланктона Иваньковского водохранилища.

В фитопланктоне Иваньковского водохранилища выявлено 480 таксонов водорослей рангом ниже рода, наибольшее таксономическое разнообразие отмечено у зеленых, диатомовых, синезеленых водорослей. Показано, что фитопланктон трех плесов водохранилища характеризуется большим сходством как по таксономическому составу, так и по показателям количественного развития водорослей, различия обусловлены гидрологическими особенностями и различным трофическим статусом плесов.

А.И. Кузьмичев, А.Н. Краснова

Миниатюрные травы отмелей. К структуре и истории формирования флористического комплекса пойменного наноэфемеретума.

Обсуждаются таксономическая структура и ареагенетические особенности низкорослых сосудистых растений, связанных с обсыхающими мелководьями и сырыми отмелями. Они представляют собой фрагменты разрушенного и обедненного флористического палеокомплекса, существовавшего в плиоцене, приуроченного к литорали водоемов. Глобальные изменения природной обстановки в конце плиоцена - начале плейстоцена привели к сокращению площадей экотопов и редукции комплекса. Физиономически он проявляется на немногих водохранилищах с непостоянным уровнем, например Рыбинском, и фрагментарно - на естественных водоемах, когда в конце лета - начале осени при понижении уровня вод на освобождающихся участках аридали начинается массовое развитие немногих видов этой группы растений.

Н.Г. Косолапова

Фауна и численность планктонных гетеротрофных жгутиконосцев малых пресных водоемов.

Исследована численность и видовой состав гетеротрофных жгутиконосцев мелких пресных водоемов (заболоченного озера, маленькой реки и пруда). Зарегистрировано 53 вида жгутиконосцев, относящихся к деcяти отрядам и к группе неопределенного систематического положения. Показана сезонная динамика численности флагеллат и бактерий в изученных водоемах. Обсуждается сходство численности и видового состава гетеротрофных жгутиконосцев малых водоемов с биоценозами крупных озер и водохранилищ.

В.Г. Гагарин

Обзор фауны свободноживущих нематод водоемов Арктики и Субарктики России.

Список видов свободноживущих нематод, найденных в Российской Арктике и Субарктике, включает 179 видов, относящихся к 9 отрядам и 28 семействам. Наибольшее видовое разнообразие имеют нематоды сем. Tobrilidae - 24 вида, сем. Monhysteridae - 18 видов и сем. Plectidae - 11 видов. Основу фауны составляют обычные, банальные виды червей, широко распространенные в водоемах от экватора до обоих полюсов.

А.Е. Жохов

Каспийский вселенец Aspidogaster limacoides (Aspidogastrea, Aspidogastridae) в Верхней Волге: история вселения.

Описана история вселения аспидогастриды Aspidogaster limacoides в водохранилища Верхней Волги. Проникновение паразита шло двумя путями: из Куйбышевского водохранилища вверх по каскаду водохранилищ и через систему канала им. Москвы. Распространению аспидогастра способствуют карповые рыбы - его факультативные хозяева. A. limacoides стал обычным паразитом карповых в верхневолжских водохранилищах. Его вселение не оказало отрицательного воздействия на местную фауну.

А.И. Баканов, В.Н. Столбунова, И.В. Довбня, Н.Н. Жгарева, В.В. Законнов

Животное население зарослей оз. Неро: фауна растительных ассоциаций.

Выполнено комплексное исследование 15 растительных ассоциаций оз. Неро. Приведены основные количественные характеристики макрофитов, грунта, зоопланктона, зообентоса и зоофитоса. Указаны доминирующие виды основных экологических групп животного населения.

C.И. Генкал, Г.И. Поповская, Н.А. Бондаренко

К морфологии и таксономии Pliocaenicus costatus (Log., Lupik. et Churs.) Flower, Ozornina et Kuzmina (Bacillariophyta).

На основе электронно-микроскопического исследования материалов из озер Прибайкалья, Забакалья и Чукотки показано, что Pliocaenicus costatus (Log., Lupik. et Churs.) Flower, Ozornina et Kuzmina проявляет значительную морфологическую изменчивость. На основе полученных результатов предложено внутривидовые таксоны этого вида свести в синонимику. Уточнены родовые признаки Pliocaenicus.

А.П. Мыльников, З.М. Мыльникова

Общая ультраструктура амебоидного жгутиконосца Cercomonas metabolicus Mylnikov, 1987.

Рассмотрено тонкое строение амебоидного жгутиконосца Cercomonas metabolicus. Два гладких гетеродинамичных жгутика отходят от переднего конца клетки. Корешковая система жгутиков состоит из микротрубочкового конуса и трех лент микротрубочек. Грушевидное ядро с эксцентричным ядрышком, аппарат Гольджи и эндоплазматический ретикулум имеют обычное строение. Сферические митохондрии различной формы содержат везикулярные кристы. Несколько микротелец с мелкозернистым содержимым и темными сгущениями рассеяны в цитоплазме. В клетке обнаружены экструсомы (микротоксицисты). Симбиотические бактерии локализованы вблизи поверхности клетки. Обсуждается сходство C. metabolicus с церкомонадами и другими амебоидными жгутиконосцами.

А.Г. Охапкин

Состав и экология доминирующих видов фитопланктона водотоков и водоемов бассейна Средней Волги: зеленые, эвгленовые, криптофитовые, динофитовые, золотистые и синезеленые водоросли.

Изучены состав и экология доминирующих видов зеленых, эвгленовых, криптофитовых, динофитовых, золотистых и синезеленых водорослей в разнотипных по морфометрии и гидрохимическому составу водотоках бассейна Средней Волги (р. Волга до создания Чебоксарского водохранилища, Горьковское и Чебоксарское водохранилища, притоки этих водоемов). Охарактеризованы закономерности сезонной и межгодовой динамики биомассы доминирующих видов водорослей перечисленных отделов в связи с некоторыми абиотическими факторами среды.

О.А. Ляшенко, Н.М. Минеева, Н.Ю. Метелева, В.В. Соловьева

Пигментные характеристики фитопланктона Угличского водохранилища.

Рассматривается пигментный состав планктона Угличского водохранилища по данным наблюдений 1985-1999 гг. Содержание хлорофилла а характеризуется значительной пространственной и временной изменчивостью. Повышенными концентрациями пигмента выделяются прибрежные мелководья, а также средний участок водохранилища, принимающий воды основных притоков. В сезонном цикле максимальные концентрации отмечаются во второй половине лета. Аналогичным образом изменяется содержание "чистого" хлорофилла а, феопигментов и растительных каротиноидов. Относительное содержание феопигментов характерно для пресноводных водоемов, величины пигментного индекса E480/E664 свидетельствуют о благополучном физиологическом состоянии фитопланктона. Средние за безледный период, летние, а также наиболее часто отмечаемые концентрации хлорофилла а характеризуют Угличское водохранилище как мезотрофное.

В.Б. Вербицкий, Е.А. Коренева, С.А. Курбатова, Т.И. Вербицкая

Реакции зоопланктона на температурные воздействия: динамика численности и реакции доминирующих видов.

Исследованы реакции зоопланктона микрокосмов на ступенчатые воздействия температуры с шагом в 5 и 10°С. Получены количественные данные по динамике численности и динамике состава доминирующего комплекса видов в зависимости от силы, продолжительности и направленности воздействия температурного фактора. Определены оптимальные и критические значения температуры, а также выявлены температурные режимы, которые способствуют быстрому росту численности доминирующих видов: Daphnia longispina, Ceriodaphnia quadrangula, Bosmina longirostris, Chydorus sphaericus и Thermocyclops oithonoides.

С.Н. Перова, Г.Х. Щербина

Структура макрозообентоса различных участков Горьковского водохранилища.

Осенью 1995 г. проведен сравнительный анализ структуры сообществ донных макробеспозвоночных речной и озерной частей Горьковского водохранилища. Макрозообентос речной части отличался значительно бoльшим видовым разнообразием, максимальная средняя биомасса зарегистрирована в русле озерной части. Бытовые стоки крупных городов существенно влияли на величину сапробности и обилие донных макробеспозвоночных в русле и прибрежье. Их влияния на донные сообщества на склоне русла не обнаружено. Установлено, что распространение дрейссены способствует повышению биомассы ценных кормовых объектов бентосоядных рыб.

Г.И. Извекова

Ligula intestinalis (Cestoda, Pseudophyllidea): некоторые аспекты углеводного обмена плероцеркоидов.

Исследованы особенности заключительных этапов углеводного обмена у плероцеркоида Ligula intestinalis из полости тела леща. Установлено, что при инкубации in vitro плероцеркоиды изменяют рН среды в кислую сторону и выделяют в окружающий раствор молочную кислоту. При длительной инкубации изменения этих показателей зависят от содержания глюкозы в среде и размера червей. С течением времени скорости изменения рН среды и выделения молочной кислоты падают. В смывах полости тела леща, зараженного и незараженного плероцеркоидом L. intestinalis, не найдено достоверных различий в содержании молочной кислоты. В связи с углеводным обменом обсуждаются взаимоотношения в системе паразит-хозяин.

А.М. Андреева, Е.А. Заботкина

Становление органов иммунной системы леща Abramis brama L. в раннем онтогенезе.

Гистологическими методами исследованы органы иммунной системы леща от предличинок до годовиков. Выявлено, что формирование туловищной почки завершается через 1-2 сут после выклева. Печень и селезенка впервые обнаружены у суточной предличинки, а тимус - через 14 сут после выклева. У 8-недельной личинки леща в тимусе хорошо различимы три слоя: периферический, корковый и мозговой.

А.И. Кузьмичев, А.В. Славгородский

О книге А.В. Щербакова "Атлас флоры водоемов Тульской области".

Г.С. Гозенберг, Ю.М. Лебедев

Первая всероссийская конференция "Исследования эколого-географических проблем природопользования для обеспечения территориальной организации и устойчивости развития нефтегазоносных регионов России: теория, методы и практика".

© 2008-2017 ИБВВ РАН

Написать вебмастеру

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика