RUS ENG

Journal "Inland Water Biology"

№ 3 за 2016 год

L. V. Petrozhitskaya**, P. V. Matafonov**

Black Flies (Diptera, Simuliidae) of the Eastern Transbaikalia: Taxonomic Composition and Physiographic Distribution.

*Institute of Systematics and Ecology of Animals, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, 630091 Novosibirsk, ul. Frunze, 11, Russia

**Institute of Natural Resources, Ecology and Cryology, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, 672014 Chita, ul. Nedorezova, 16a, Russia

e-mail: lusia@eco.nsc.ru

The fauna and biodiversity of black flies in physiographic districts of Eastern Transbaikalia are described on the basis of original and published data. The structural characteristics of communities in the highland and lowland landscapes of southern and northern territories of the region are given. The fauna consists of 47 species from 5 genera of the family Simuliidae. The species distribution in the three major river basins – Upper Amur, Lena and Yenisei are described. The species similarity of adjacent territories is detected with the help of the claster analysis. The black fly species composition of the Upper Amur is more similar to the fauna of the Selenga River and significantly differs from the Middle and Lower Amur. Only three species of the Far East fauna are detected in the basin of the Upper Amur River.

Keywords: black flies, Simuliidae, biodiversity, community, spatial distribution.

Show References

M. S. Kulikovskiy, I. V. Kuznetsova

Morphology, Taxonomical Position and Distribution the Genera of Diatoms Ochigma and Khursevichia from Lake Baikal.

Institute for Biology of Inland Waters RAS, 152742 Borok, Russia

e-mail: max-kulikovsky@yandex.ru

The morphology of the genera of diatoms Ochigma and Khursevichia on the basis of the data of LM and SEM is discussed. These genera have been described from Lake Baikal. Morphology of raphe and pore occlusion resemble those in cymbelloid diatoms. We suggest to include these genera to the order Cymbellales and the family Cymbellaceae. The role of different morphological features important to taxonomy are discussed. The symmetry plays a minor role in diatom taxonomy. Morphology of raphe and pore occlusions is the most important factor. Pore occlusions within the genus Khursevichia belongs to tectulum type. Pore occlusions within the genus Ochigma are more complicated: in inside this is tectulum and outside pore occlusions is like foricula. The broadened description of the species Ochigma dubiosa is given.

Keywords: diatoms, Ochigma, Khursevichia, Cymbellales, morphology, taxonomical pistion, distribution, Lake Baikal.

Show References

J. V. Korneva*, V. V. Kuklin**, S. A. Kornienko***

Fine Structure of the Net-like Uterus and Features of the Matrotrophy in Three Cyclophyllidean Cestode Species (Cestoda, Cyclophyllidea).

*Institute of Biology of Inland Waters RAS, 152742 Borok, Russia

**Murmansk Marine Biological Institute Kola Science Centre, RAS, Murmansk 183010, Russia

***Institute of Animal Systematics and Ecology, Siberian Branch of the RAS, 630091 Novosibirsk, ul. Frunze, 11, Russia

e-mail: janetta@ibiw.yaroslavl.ru

The fine structure of the net-like uterus in the pregravid and gravid proglottids in cyclophyllidean cestode with aquqtic life cycle – Arostrilepis tenuicirrosa, and cestodes with terrestrial life cycle – Alcataenia dominicana and A. larina was investigated. The cytoplasm of the medullar parenchymal cells is packed with numerous lipid drops in all studied species. The hypertrophic development of the small excretory ducts that surround of the uterus, contact with uterine epithelium and penetrate into diverticula are observed in Alcataenia dominicana and Arostrilepis tenuicirrosa. The comparative analysis of our results and published data make it possible to assume that net-like uterus, lipid accumulation and the contact of the uterine epithelium with excretory ducts are the morpho-functional adaptations which support matrotrophy and ability to reach of the maximal fecundity among cyclophyllidean cestodes.

Keywords: Cestoda, Alcataenia, Arostrilepis, reproductive system, uterus, ultrastructure, embryonic nutrition, matrotrophy.

Show References

V. G. Gagarin, V. A. Gusakov

Two New Species of Free-living Nematodes of Family Dorylaimidae (Nematoda, Dorylaimida) from Small Freshwater Bodies of Vietnam.

Institute for Biology of Inland Waters RAS, 152742 Borok, Russia

e-mail: gagarin@ibiw.yaroslavl.ru

Illustrated descriptions of two new free-living nematodes species, found in sediments of small freshwater bodies in Vietnam are presented. Laimydorus propinquus sp. n. is similar to L. papillatus Ahmad, Ahmad 2002, but has longer and thicker body, comparatively longer tail in females, more forward position of vulva, longer prerectum in females, longer spicules and more number of supplements in males. Ischiodorylaimus paracognatus sp. n. differs from I. cognatus Andrassy 1983 by a wider cuticle, wider labial region and shorter spicules.

Keywords: Vietnam, small freshwater bodies, free-living nematodes, taxonomy, Laimydorus propinquus sp. n., Ischiodorylaimus paracognatus sp. n..

Show References

A. I. Kopylov, D. B. Kosolapov, E. A. Zabotkina, E. V. Rumyantseva

Viruses in Sediments of a Meso-Eutrophic Reservoir (Rybinsk Reservoir, the Upper Volga).

Institute for Biology of Inland Waters RAS, 152742 Borok, Russia

e-mail: kopylov@ibiw.yaroslavl.ru

Total number, morphology and size composition of viriobenthos, frequency of infected bacterial cells, burst size and virus-induced mortality, and also bacterial number and production were determined in the bottom sediments of the Rybinsk reservoir. The total number of viriobenthos varied within 1.1–10.9 (mean 5.9 ± 0.6) × 10⁹ particles/cm³, the virus to bacteria ratio ranged 0.2–2.1 (mean 0.9 ± 0.3). Weak positive correlations between the number of viriobenthos and number and production of bacteriobenthos were found. In the most parts of the reservoir infected bacterial cells were not found, or the frequency of visibly infected cells (FVIC) did not exceed 0.5% of the total bacterial number (Nᴮ). High viral infection of bacteria was observed only in the sediments of one central site of the reservoir where FVIC was 2.5% of Nᴮ.

Keywords: viriobenthos, bacteriobenthos, virus-induced mortality of bacteria, Rybinsk Reservoir.

Show References

N. M. Mineeva, L. G. Korneva, V. V. Solovyova

Effect of Environmental Factors on Phytoplankton Photosynthetic Capacity in the volga river reservoirs.

Institute for Biology of Inland Waters RAS, 152742 Borok, Russia

e-mail: mineeva@ibiw.yaroslavl.ru

The environmental factors effect on phytoplankton photosynthetic activity in the Volga River reservoirs is under consideration. The most strongly influence of the total nitrogen content as well as light and temperature conditions integrating geographic zoning on A/B- and P/B-ratios is shown. Regarding the inherent characteristics of phytoplankton, their production capacity depends on taxonomic composition, cenotic diversity, and cells size as well as on biomass and physiological state of populations. Algocenoses with predominance of the small-celled green algae, dinophytes, and cryptophytes have the highest A/B- and P/B-ratios.

Keywords: phytoplankton, A/B- and P/B-ratios, environmental factors, Volga River reservoirs.

Show References

O. P. Bazhenova, I. Yu. Igoshkina

Peculiarities of the Symbiotic Communities Formation of Ciliates, Algae and Cyanobacteria in the Waterbody of the Ptichiya Gavan Natural Park (Omsk).

Omsk State Agrarian University of P.A. Stolypin, 644008 Omsk, Institutskaja Pl., 2, Russia

e-mail: olga52@bk.ru

The article deals with the peculiarities of the symbiotic communities formation of ciliates, algae and cyanobacteria found in the waterbody of the Ptichiya Gavan natural park (Omsk) during the reconstruction. Samples were collected with a plankton net, fixed in formalin, and examined under a light microscope. The composition of symbiocenoses includes ciliates Ophrydium versalite and 35 species, varieties and forms of algae cyanobacteria dwelling in phytoplankton of the waterbody. It is established that the composition of symbiocenosis of primary producers was formed by selection of species which are the most adapted for specific conditions of the species regardless of their abundance in phytoplankton. The species with high tolerance to abiotic factors of the environment (cosmopolites), inhabitants of polluted zones, and species with high tolerance to concentrations of organic matter in water were prevalent.

Keywords: symbiocenosis, ciliates, algae, cyanobacteria, Ptichiya Gavan natural park, waterbody.

Show References

A. V. Ludikova

Surface-sediment Diatom Assemblages in Waterbodies of St.-Petersburg.

Institute of Limnology RAS, 196105 St.-Petersburg, ul. Sevastyanova, 9, Russia

e-mail: ellerbeckia@yandex.ru

Surface-sediment diatom assemblages from 53 ponds of St.-Petersburg and lakes have been studied for the first time. Among 350 species and infraspecific taxa observed in the sites under study, representatives of Achnanthidium, Cocconeis, Cyclostephanos, Cyclotella, Gomphonema, Lemnicola, Navicula, Nitzschia and Stephanodiscus genera are the most common. Wide distribution of small centric planktonic taxa, Cyclostephanos dubius, C. invisitatus, Cyclotella pseudostelligera, Stephanodiscus hantzschii, S. minutulus, is attributed to the depletion of dissolved silica resulted from the high, phosphorus load. High abundance of macrophytes in the shallowest sites favors the predominance of epiphytic Fragilaria, Staurosira and Staurosirella taxa. Bottom-living diatoms in shallow eutrophic and hypereutrophic urban ponds are mostly light-limited as a result of either macrophytes or phytoplankton development. Alkaliphilous and alkalibiontic species prevail among the pH-indicative species, while eutraphentic and hypereutraphentic diatoms as well as those thriving in a wide range of trophic conditions dominate over other “trophic” groups. Among the taxa indicative of saprobity, β- and α-mesosaprobous species are the most common.

Keywords: diatoms, surface sediments, urban ponds.

Show References

A.N. Krasnova

Anomalies of Cat`s-tail (Typha L., Typhaceae) in a Small Anthropogenic Waterbody of the Upper Volga Basin.

Institute for Biology of Inland Waters RAS, 152742 Borok, Russia

e-mail: krasa@ibiw.yaroslavl.ru

The increase in the impact of the anthropogenic factor on hydrophilic ecosystems in anthropogenic waterbodies of the Volga-Caspian system intensified the migration of Typha latifolia L. and its closely related species. As a result of backcrossing and anomalies among bractless sections of the genus Typha new morphological features of T. latifolia were formed via the phase of non-specific form. Morphological anomalies found in the association Typhetum latifoliae Soó 1927 in a small anthropogenic waterbody in Yaroslavl oblast are presented.

Keywords: anomaly, Typha latifolia, Typhetum latifoliae, anthropogenic factor, small anthropogenic waterbody.

Show References

V. V. Kostin*, A. O. Zvezdin*, D. S. Pavlov*, V. K. Golovanov**, A. S. Mavrin**, V. I. Martem'yanov**, D. S. Kapshay**

Comparison of Behavioral and Physiological-Biochemical Indices in Fingerlings of Roach Rutilus rutilus (L.) From The Ild River and Ild Bay in the Rybinsk Reservoir.

*Severtsov Institute of Ecology and Evolution RAS, 119071 Moscow, Leninsky Prospekt, 33, Russia


**Institute for Biology of Inland Waters RAS, 152742 Borok, Russia

e-mail: vkgolovan@mail.ru

It was found that the size-mass, physiological-biochemical and behavioral parameters in roach fingerlings from the upper and lower (mouth) reaches of the Ild river differed during the autumn season. Compared with the roach from the upper reach of the river, the fingerlings of the same age from the mouth part have larger length and weight, and have a higher concentration of cations in the body. In experiments the fish from the mouth part selected lower (~4°C) temperature and showed a lower resistance to the water flow. The reason for differences in behavioral responses in two groups of juveniles of roach, is probably, on the one hand their physiological and biochemical characteristics, and on the other – hand the motivational component of fish behavior in different conditions – hydrological, thermal and hydro-chemical regimes and different objects of feeding in geographically remote parts of the same river. It is assumed that in autumn roach fingerlings migrate from the littoral of the mouth part of the river into deeper parts under the decrease in water temperature, before the downstream migration of the fingerlings in the rivers. This is, probably, due to the achievement of the migration status of fingerlings from the mouth part earlier than that in fish from the upper reach of the river and due to the peculiarities of their physiological state. Negative rheoreaction, manifested in the experiment in ~80% of the fish from the bay of the reservoir and ~55% of the fish from river, confirms the fish readiness to migrate and is, likely, the behavioral mechanism of fish migration from the littoral and downstream the river.

Keywords: roach, wintering migrations of fingerlings, weight and body length of the fish, rheoreaction, thermopreference, thermoresistance, water-salt metabolism, river, reservoir.

Show References

E. A. Osipova, V. A. Nepomnyashchikh, V. V. Krylov, Yu. V. Chebotareva

Exploratory Behavior of Roach Rutilus rutilus (L.) (Teleostei: Cyprinidae) Juveniles in a Maze After Different Magnetic Inpact on Embryos.

Institute for Biology of Inland Waters RAS, 152742 Borok, Russia

e-mail: nepom@ibiw.yaroslavl.ru

We have investigated a sequence of visits to cross maze arms in roach Rutilus rutilus (L.) juveniles (1 year old). Fish embryos of one group were raised under natural geomagnetic field. Embryos of other group were exposed to the main phase of a simulated geomagnetic storm (changes in geomagnetic field up to 100 nT for each component). It turns out that the sequence does not differ from random in both groups. Thus, the exploratory behavior in roach juveniles differs from other animal taxa which were investigated earlier. In these taxa a spontaneous alternation was observed: a tendency to visit the arm which was visited least recently.

Keywords: fish, Rutilus rutilus, behavior, geomagnetic field.

Show References

© 2008-2019 IBIW RAS

Message to webmaster

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

RUS ENG

Журнал "Биология внутренних вод"

№ 3 за 2016 год

Л. В. Петрожицкая*, П. В. Матафонов**

Мошки (Diptera, Simuliidae) Восточного Забайкалья: таксономический состав и физико-географическое распределение.

*Институт систематики и экологии животных СО РАН, 630091 Новосибирск, ул. Фрунзе, 11

**Институт природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН, 672014 Чита, ул. Недорезова, 16а

e-mail: lusia@eco.nsc.ru

Описана фауна и разнообразие мошек отдельных физико-географических округов Восточного Забайкалья. Даны структурные характеристики сообществ мошек горных и равнинных ландшафтов южных и северных территорий региона. Впервые для региона приведен список из 47 видов 5 родов сем. Simuliidae. Рассмотрено распределение видов в трех крупных бассейнах рек – Верхнего Амура, Лены и Енисея. Проведен сравнительный анализ сходства видового состава мошек c сопредельными территориями. По составу мошки Верхне-Амурского бассейна близки к населению р. Селенги и значительно отличаются от участков Среднего и Нижнего Амура, из дальневосточной фауны отмечены только три вида мошек.

Ключевые слова: биоразнообразие, мошки, Simuliidae, сообщества, пространственное распределение.

Показать список литературы

М. С. Куликовский, И. В. Кузнецова

Морфология, таксономическое положение и распространение родов диатомовых водорослей Ochigma и Khursevichia из озера Байкал.

Институт биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН, 152742 пос. Борок, Ярославская обл., Некоузский р-н

e-mail: max-kulikovsky@yandex.ru

Рассмотрена морфология родов диатомовых водорослей Ochigma и Khursevichia на основе новых данных, полученных в световом и сканирующем электронном микроскопах. Эти роды описаны из древнего оз. Байкал. Морфология шва и порового аппарата соответствует таковой у цимбеллоидных диатомовых. Предложено включить эти роды в порядок Cymbellales и семейство Cymbellaceae. Обсуждено значение различных качественных морфологических признаков для систематики диатомовых водорослей на родовом уровне. Симметрия не может использоваться как признак для отнесения родовых таксонов к тем или иным более крупным категориям. Важно строение шва, его дистальных концов и порового аппарата. Поровый аппарат у представителей рода Khursevichia представлен тектулюмом, у рода Ochigma он устроен сложнее: с внутренней стороны это тектулюм, с наружной представлен форикулой. Дано расширенное описание вида Ochigma dubiosa (Metzeltin, Kulikovsky et Lange-Bertalot).

Ключевые слова: диатомовые водоросли, Ochigma, Khursevichia, Cymbellales, морфология, таксономическое положение, распространение, озеро Байкал.

Показать список литературы

Ж. В. Корнева*, В. В. Куклин**, С. А. Корниенко***

Ультраструктура сетчатой матки и особенности матротрофии у трех видов высших цестод Cestoda, Cyclophyllidea).

*Институт биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН, 152742 пос. Борок, Ярославская обл., Некоузский р-н

**Мурманский морской биологический институт Кольского научного центра РАН, 183010 г. Мурманск, ул. Владимирская, 11

***Институт систематики и экологии животных СО РАН, 630091 Новосибирск, ул. Фрунзе, 11

e-mail: janetta@ibiw.yaroslavl.ru

У циклофиллидных цестод с водным (Alcataenia dominicana и A. larina) и наземным (Arostrilepis tenuicirrosa) жизненными циклами исследованы ультраструктура сетчатой матки в прегравидных и гравидных проглоттидах. У всех изученных видов клетки медуллярной паренхимы, окружающие матку, заполнены липидными включениями. Для Alcataenia dominicana и Arostrilepis tenuicirrosa характерно гипертрофическое развитие мелких экскреторных сосудов, которые окружают матку, контактируют с маточным эпителием и проникают в дивертикулы. На основе сравнительного анализа полученных результатов и имеющихся данных по другим видам цестод предположили, что сетчатое строение матки, накопление липидов и контакт маточного эпителия с экскреторными сосудами – морфофункциональные адаптации, обеспечивающие матротрофию и позволяющие циклофиллидным цестодам достигать максимальной плодовитости.

Ключевые слова: Cestoda, Alcataenia, Arostrilepis, половая система, матка, ультраструктура, питание эмбрионов, матротрофия.

Показать список литературы

В. Г. Гагарин, В. А. Гусаков

Два новых вида свободноживущих нематод семейства Dorylaimidae (Nematoda, Dorylaimida) из мелких пресных водоемов Вьетнама.

Институт биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН, 152742 пос. Борок, Ярославская обл., Некоузский р-н

e-mail: gagarin@ibiw.yaroslavl.ru

Приведены описания и рисунки двух видов свободноживущих нематод, обнаруженных в грунте мелких водоемов Вьетнама. Laimydorus propinquus sp. n. морфологически близок к L. papillatus Ahmad, Ahmad, 2002, но отличается от него более длинным и относительно более толстым телом, относительно более длинным хвостом у самок, ближе к серединe тела расположенной вульвой, более длинным преректумом у самок, более длинными спикулами и большим количеством преклоакальных супплементов у самцов. Ischiodorylaimus paracognatus sp. n. отличается от близкого вида I. cognatus Andrássy, 1983 более длинным телом, относительно коротким пищеводом, более толстой кутикулой, более широкой областью губ и более короткими спикулами.

Ключевые слова: Вьетнам, мелкие пресные водоемы, свободноживущие нематоды, Laimydorus propinquus sp. n., Ischiodorylaimus paracognatus sp. n..

Показать список литературы

А. И. Копылов, Д. Б. Косолапов, Е. А. Заботкина, Е. В. Румянцева

Вирусы в донных отложениях мезо-эвтрофного водохранилища (Рыбинское водохранилище, Верхняя Волга).

Институт биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН, 152742 пос. Борок, Ярославская обл., Некоузский р-н

e-mail: kopylov@ibiw.yaroslavl.ru

В донных отложениях Рыбинского водохранилища определены общее количество, морфологический и размерный состав вириобентоса, численность бактерий, инфицированных вирусами, количество зрелых фагов внутри бактериальных клеток, а также вирус-индуцированная смертность, численность и продукция бактериобентоса. Общее количество вириобентоса изменялось в пределах (1.1–10.9) × 10⁹ (в среднем (5.9 ± 0.6) × 10⁹) частиц/см³, его отношение к общему количеству бактерий – в пределах 0.2–2.1 (в среднем 0.9 ± 0.3). Между численностью бентосных вирусов и численностью и продукцией бентосных бактерий выявлены слабые положительные корреляции. На большинстве исследованных участков водохранилища инфицированные бентосные бактерии или не были обнаружены, или доля видимых инфицированных клеток бактерий (FVIC) не превышала 0.5% общей численности бактериобентоса (Nᴮ). Сравнительно высокая зараженность бактерий вирусами отмечена в донных отложениях только одной глубоководной станции, где FVIC составляла 2.5% Nᴮ.

Ключевые слова: вириобентос, бактериобентос, вирус-индуцированная смертность бактерий, Рыбинское водохранилище.

Показать список литературы

Н. М. Минеева, Л. Г. Корнева, В. В. Соловьева

Влияние факторов среды на фотосинтетическую активность фитопланктона водохранилищ реки Волги.

Институт биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН, 152742 пос. Борок, Ярославская обл., Некоузский р-н

e-mail: mineeva@ibiw.yaroslavl.ru

Проанализирована связь фотосинтетической активности биомассы фитопланктона водохранилищ р. Волги с факторами среды. Показано, что в наибольшей степени Ф/Б и П/Б-коэффициенты зависят от содержания общего азота, а также от температурных и световых условий, интегрирующих эффект географической зональности. Из собственных характеристик фитопланктона его продукционные возможности определяются таксономическим составом, ценотическим разнообразием и размерами клеток, величиной биомассы и физиологическим состоянием популяций. Максимальными Ф/Б- и П/Б-коэффициентами характеризуются альгоценозы с преобладанием мелкоклеточных зеленых, динофитовых и криптофитовых водорослей.

Ключевые слова: фитопланктон, Ф/Б- и П/Б-коэффициенты, факторы среды, водохранилища р. Волги.

Показать список литературы

О. П. Баженова, И. Ю. Игошкина

Особенности формирования симбиотических сообществ инфузорий, водорослей и цианобактерий в водоеме природного парка "Птичья гавань" (г. Омск).

Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, 644008 г. Омск, Институтская площадь, 2

e-mail: olga52@bk.ru

Рассмотрены особенности формирования симбиотических сообществ, найденных в водоеме природного парка “Птичья гавань” (г. Омск) в конце мая 2010 г. Пробы отбирали планктонной сеткой, фиксировали формалином и микроскопировали под световым микроскопом. В состав симбиоценозов входят ресничные инфузории Ophrydium versatile, а также 35 видов, разновидностей и форм водорослей и цианобактерий, обитающих в фитопланктоне водоема. Установлено, что состав продуцентов симбиоценозов формировался путем отбора наиболее приспособленных к специфическим условиям видов независимо от их обилия в фитопланктоне. Преобладали виды с широкой толерантностью к абиотическим факторам среды (космополиты), а также обитатели загрязненных зон и виды с широкой толерантностью к содержанию в воде органических веществ.

Ключевые слова: симбиоценозы, инфузории, водоросли, цианобактерии, природный парк “Птичья гавань”, водоем.

Показать список литературы

А. В. Лудикова

Диатомовые комплексы поверхностного слоя донных отложений водоемов г. Санкт-Петербурга.

Институт озероведения РАН, 196105 Санкт-Петербург, ул. Севастьянова, 9

e-mail: ellerbeckia@yandex.ru

Впервые исследован состав диатомовых комплексов поверхностного слоя донных отложений 53 водоемов г. Санкт-Петербурга. Обнаружено 350 видов и внутривидовых таксонов диатомей, среди которых преобладают представители родов Achnanthidium, Cocconeis, Cyclostephanos, Cyclotella, Gomphonema, Lemnicola, Navicula, Nitzschia и Stephanodiscus. Широкое распространение мелких центрических планктонных диатомей Cyclostephanos dubius, C. invisitatus, Cyclotella pseudostelligera, Stephanodiscus hantzschii и S. minutulus обусловлено истощением запасов растворенного кремнезема в результате высокой фосфорной нагрузки. Доминированию обрастателей родов Fragilaria, Staurosira и Staurosirella в отдельных мелководных объектах благоприятствует обилие макрофитов. Численность донных диатомей в мелководных высокотрофных городских водоемах лимитируется недостатком освещения, связанным с развитием высшей водной растительности или фитопланктона. Для изученных объектов наиболее характерны алкалифилы и алкалибионты, виды эвтрофных и гипертрофных водоемов, а также диатомеи, обитающие в водоемах с широким диапазоном трофических условий. Среди видов-индикаторов сапробности преобладают β- и α-мезосапробы.

Ключевые слова: диатомовые водоросли, донные отложения, городские водоемы.

Показать список литературы

А. Н. Краснова

Аномалии рогозов (Typha L., Typhaceae) в малом антропогенном водоёме бассейна Верхней Волги.

Институт биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН, 152742 пос. Борок, Ярославская обл., Некоузский р-н

e-mail: krasa@ibiw.yaroslavl.ru

Рост антропогенного фактора на гидрофильные экосистемы техногенных водоёмов Волжско-Каспийского бассейна усилил миграцию Typha latifolia L. и его близкородственных видов. В результате обратных скрещиваний и аномалий среди бесприцветничковых секций рода Typha у T. latifolia через фазу вневидовой формы формировались новые морфологические признаки. Приведены морфологические аномалии, выявленные в асс. Typhetum latifoliae Soó, 1927, в малом антропогенном водоёме Ярославской обл.

Ключевые слова: аномалия, Typha latifolia, Typhetum latifoliae, антропогенный фактор, малый антропогенный водоём.

Показать список литературы

В. В. Костин*, А. О. Звездин*, Д. С. Павлов*, В. К. Голованов**, А. С. Маврин**, В. И. Мартемьянов**, Д. С. Капшай**

Сравнение поведенческих и физиолого-биохимических показателей у сеголетков плотвы Rutilus rutilus L. из реки Ильдь и Ильдинского залива Рыбинского водохранилища.

*Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, 119071 Москва, Ленинский проспект, д. 33

**Институт биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН, 152742 пос. Борок, Ярославская обл., Некоузский р-н,

e-mail: vkgolovan@mail.ru

Установлено, что в осенний период размерно-массовые, физиолого-биохимические и поведенческие показатели у сеголетков плотвы из верхнего и нижнего (устьевого) участков р. Ильдь различались. По сравнению с плотвой из верхнего участка реки молодь рыб того же возраста из устьевого участка была больше по длине и массе, имела более высокую концентрацию катионов в организме. В экспериментальных исследованиях рыбы из устья избирали более низкую (на 4◦С) температуру и показали более низкую сопротивляемость потоку воды. Причина различий поведенческих реакций у двух группировок сеголетков плотвы, очевидно, обусловлена, с одной стороны, их физиолого-биохимическими особенностями, с другой – мотивационной составляющей поведения рыб в неодинаковых условиях – гидрологического, термического, гидрохимического режимов и разных объектах питания на территориально удаленных участках одной реки. Предполагается, что в осенний период при понижении температуры воды отход сеголетков плотвы от прибрежья устьевого участка реки (залив водохранилища) в более глубокие места происходит раньше, чем скат молоди в реках. Вероятно, это связано с возникновением миграционного состояния у молоди из устьевого участка реки раньше, чем у сеголетков из верхнего участка, и обусловлено особенностями их физиологического состояния. Отрицательная реореакция, проявляемая в эксперименте у ~80% рыб из залива водохранилища и ~55% у рыб из реки, является подтверждением готовности этих рыб к миграции и, вероятно, поведенческим механизмом отхода рыб от прибрежья и ската из реки.

Ключевые слова: плотва, зимовальная миграция сеголетков, масса и длина тела рыб, реореакция, термоизбирание, термоустойчивость, водно-солевой обмен, река, водохранилище.

Показать список литературы

Е. А. Осипова, В. А. Непомнящих, В. В. Крылов, Ю. В. Чеботарева

Исследовательское поведение молоди плотвы Rutilus rutilus (L.) (Teleostei: Cyprinidae) в лабиринте после различного магнитного воздействия на эмбрионы.

Институт биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН, 152742 пос. Борок, Ярославская обл., Некоузский р-н

e-mail: nepom@ibiw.yaroslavl.ru

У молоди плотвы Rutilus rutilus (L.) в возрасте одного года изучали последовательность посещений коридоров в крестообразном лабиринте. В одном варианте эмбрионы плотвы развивались в естественном магнитном поле, в другом – подвергались действию имитации главной фазы геомагнитной бури с размахом флуктуаций до 100 nT в направлении каждой компоненты. Последовательность посещений коридоров у рыб из обоих вариантов была близка к случайной. Этим молодь плотвы отличается от исследованных ранее представителей других таксонов, у которых наблюдается спонтанное чередование: тенденция при выходе из очередного коридора к переходу в тот коридор, который они не посещали дольше всего.

Ключевые слова: рыбы, Rutilus rutilus, поведение, геомагнитное поле.

Показать список литературы

© 2008-2017 ИБВВ РАН

Написать вебмастеру

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика