RUS ENG

Journal "Inland Water Biology"

№ 2 за 1998 год

Genkal S.I., Korneva L.G.

Species for Bacillariophyta flora in the Volga.

Based on electron microscopy investigations of materials from the Volga River a brief description and original microphotoes of 15 new for the Russian flora and 5 - for the Volga taxa of diatom algae are presented.

Keywords: Volga, phytoplankton, Bacillariophyta, electron microscopy.

Gagarin V.G.

Review of the fauna of free-living nematodes in the Volga reservoirs.

The information is given on development of free-living nematodes in freshwater bodies of the Volga river basin. 206 valid species were found in the basin; 18 of them were described as new for science. The nematode fauna from the Upper Volga reservoirs: Ucha, Rybinsk, Ivankovo is well investigated; 78,76 and 74 species were found in these reservoir respectively. The highest densities of nematode population of Dorylaimidae, Tobrilidae families were recorded for a littoral zone of water bodies, where a number of nematodes ranges from 30 to 60 thousand specimens and biomass ranges from 0.1 to 0.3 gramme per square metre of surface. The density of nematode population at sites of industrial and domestic sewage reaches one million and more specimens per square meter.

Keywords: free-living nematodes, freshwater bodies, Volga river basin.

Mylnikov A.P., Mylnikova Z.M., Tsvetkov A.I., Yelizarova V.A.

Fine structure of predatory Phyllomitus amylophagus.

The layer of compact glycocalyx covers the cell of predatory marine flagellate Phyllomitus amylophagus. The continues system of microtubules linked by bridges is situated submembrane. Three flagellar roots of 3, 5 and 6-7 microtubules originate from two parallel kinetosomes and are connected by amorphous material. Flagella contain paraxial rods. The nucleus, Golgi apparatus and endoplasmic reticulum are of a usual structure. The vermiform mitochondria contains a lot of small kinetoplasts and discoid cristae. The batteries of rod-like trichocysts occury the anterior end of the cell. There are crystal-like structures in the cytoplasm. The peculiarities of the ultrastructure of considered species confirm that it belongs to the kinetoplastids and has the relation with heterotrophic euglenids.

Keywords: kinetoplastids, bodonids, euglenids, ultrastructure, predator, polykinetoplasty.

Yelizarova V.A.

Daily dynamics of cell division of diatom Asterionella formosa Hass. in natural population.

Monitoring of occurence frequency of pair cells was conducted to study daily dynamics of cell division in natural population of planktonic diatom Asterionella formosa Hass., as one of the main component of freshwater algocenosis. It is established that during the longest photoperiod with the main peak of A. formosa seasonal development the cells division occurs periodically. It is the most active in the light daytime especially in early afternoon hours - 27% of dividing cells.

Keywords: Asterionella formosa, pair cells, occurence frequency.

Kopylov A.I., Kosolapov D.B., Krylova I.N., Maslennikova T.S.

Bacterioplankton in the Uglich reservoir.

High abundance and activity of bacterioplankton was found in the Uglich reservoir. There is a tendency to increase the bacterial abundance and production. Probably, this is caused by input of allochthonous organic matter, including of anthropogenic origin. These microbiological data show that the Uglich reservoir is a mesotrophic-eutrophic water body.

Keywords: bacterioplankton, distribution and activity, the Uglich reservoir.

Dzyuban A.N., Georgiev A.N., Krylov A.V., Kuznetsova I.A.

Bacterioplankton and zooplankton in the different lakes during ice-period.

The complex relationship between bacterioplankton and zooplankton in winter has been found in three stratified lake: 1 - as a result of microbiological processes in methane cycle a stable anaerobic zone restricting a spatial nicke zooplankters is formed in hypolimnion, 2 - owing to mass bacteria concentration in microaerobic zone of methane oxidation the winter population of filtratos is well provided with nutrient and reaches maximum biomass. The importance of microbial methane formation during the ice period as a source of rich in energy organic matter involved in food chain through a bacterioplankton - zooplankton link.

Keywords: bacterioplankton, zooplankton, methane formation, methane oxidation, oxygen regime.

Perova S.N., Shcherbina G.Kh.

Comparative analysis of macrozoobenthos structure in the Rybinsk reservoir in 1980 and 1990.

The comparative analysis of macrozoobenthos structure is carried out in a deep zone of the Rybinsk reservoir in 1980 and 1990 years. It is established, that during the considered period a level of macrozoobenthos development in Sheksna reach did not authenticaly change, whereas in the other three reaches of the reservoir biomass sufficiently increased. Six species (Isochaetides newaensis, Chironomus plumosus, Limnodrilus hoffmeisteri, Potamothrix moldaviensis, P. hammoniensis, Procladius choreus) account for 73-80 of abundance and 72-90% of biomass of total macrozoobenthos in different reaches.

Keywords: macrozoobenthos, fauna, prevalence, dominant index, saprobity.

Golovanova I.L., Kuzmina V.V.

Nutrients transport in fish intestine.

The modern nutrient transport concepts in fish intestine are considered. The basic transport mechanisms including simple and facilitate diffusion and active transport are described. Adaptation of fish intestine transport system to biotic and abiotic environmental factors are discussed.
Key words: fish, transport, nutrients, transport mechanisms, ambient factors, adaptations.

Keywords: fish, transport, nutrients, transport mechanisms, ambient factors, adaptations.

Martemianov V.I.

Seasonal dynamics of calcium content in plasma, erythrocytes, muscles and gonads in adult roach Rutilus rutilus L.

Seasonal dynamics of calcium contents in plasma, erythrocytes, muscles and gonads of female spawners roach in the Volga reach of the Rybinsk reservoir was registered in 1987, 1988, 1989. The content of calcium in muscle tissue did not depend on a season. The level of calcium in erythrocytes before spawning was reduced to the minimum for a short period. The concentration of calcium in ovaries depends on a stage of gonads maturity. The increase in concentration of calcium in blood plasma of females, during vitellogenesis, was observed in fish only in 1987. The data, showing that the infringement of calcium cycle in females has a negative effect on a quality of sexual products and reproduction of fishes are generalized.

Keywords: a season, roach, females, calcium, plasma, erythrocytes, muscle, gonads.

Balabanova L.V.

Effect of heavy metals on ultrastructure of immunocompetent cells of spleen and kidney of sturgeon Acipenser baeri Brandt.

During this research the ultrastructure of immunocompetent cells (lymphocytes, plasma cells, macrophages and granulocytes) of young Acipenser baeri Brandt chronically exposed to sublethal concentration of heavy metals (0.015 mg/l Cu 2+ , 0.003 mg/l Hg 2+, 0.03 mg/l Cd 2+) was studied. It was shown, that modification of cells organelles - mitochondriae - occured after a long term exposure of sturgeon to heavy metals. These organelles were swollen, the part of mitochondria cristaes were destroyed. Such changes in mitochondriae indicate deterioration of oxidal phosphorylation processes in the cell that deprives it of the necessary energy and leads to a decreased resistance of fish to different diseases.

Keywords: sturgeons, heavy metals, immunocompetent cells, ultrastructure, mitochondriae.

Vinogradov G.A.

Diluter system for biotesting hydrobionts and microcosms in flowing water.

A diluter allowing to mantain concentrations of different compounds in water of aquaria and other tanks is invented. Present device was tested under the field and laboratory conditions. It has shown high reliability during chronic biotesting experiments under field conditions. The diluter does not concede but, taking into the account some parameters, surpasses best foreign analogues. The descriptions of diluter design and its exploitation, as well as peculiarities of its use for microcosm biotesting are given.

Keywords: biotesting, diluter system, hydrobionts, microcosms.

Romanenko A.V., Kopylov A.I.

Seasonal dynamics of autotrophic picoplankton and heterotrophic bacterioplankton in littoral of the Rybinsk reservoir.

Seasonal dynamics of autotrophic picoplankton (AP) and heterotrophic bacterioplankton (HB) was studied in a nearshore station of the Volga reach of the Rybinsk reservoir. AP number ranges from (4.6·10³) to (1504.1·10³) cells/ml. Maximum abundance was registered in late July. The total number of HB ranges from (4821.5·10³) to (17925.5·10³) cells/ml. Maximum abundance was observed in late August to early September.

Keywords: picophytoplankton, heterotrophic bacterioplankton, Rybinsk reservoir.

© 2008-2020 IBIW RAS

Message to webmaster

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

RUS ENG

Журнал "Биология внутренних вод"

№ 2 за 1998 год

Генкал С.И., Корнева Л.Г.

Новые виды для флоры Ваcillariophyta волжских водохранилищ.

На основе электронно-микроскопического изучения волжских материалов приводятся краткие описания и оригинальные микрофотографии 15 таксонов диатомовых водорослей, новых для флоры России, и 5 - новых для р. Волги.

Ключевые слова: Волга, фитопланктон, Васillariophyta, электронная микроскопия.

Гагарин В.Г.

Обзор фауны свободноживущих нематод водоемов волжского бассейна.

По литературным и собственным данным приводятся сведения по развитию фауны свободноживущих нематод водоемов волжского бассейна. В настоящее время из водоемов бассейна известно 206 валидных видов червей; 18 из них описаны как новые для науки. Наиболее полно обследована фауна водохранилищ Верхней Волги: Учинского, Рыбинского и Иваньковского, в которых выявлено соответственно 78, 76 и 74 вида. Наиболее распространены и многочисленны в водоемах нематоды семейств Dorylaimidae и Tobrilidae. Более плотно заселены прибрежные мелководья, где численность червей в среднем 30-60 тыс. экз./м² при биомассе 0,1-0,3 г/м². В очагах сильного антропогенного загрязнения плотность популяции нематод достигает миллиона и выше особей на 1 м².

Ключевые слова: свободноживущие нематоды, пресные водоемы, бассейн р. Волги.

Мыльников А.П., Мыльникова З.М., Цветков А.И., Елизарова В.А.

Тонкое строение хищного жгутиконосца Phyllomitus amylophagus.

Клетка хищного морского жгутиконосца Phyllomitus amylophagus покрыта слоем компактного гликокаликса. Сплошная система микротрубочек, соединенных мостиками, расположена субмембранно. Три микротрубочковых корешка, состоящие из 3, 5 и 6-7 микротрубочек, отходят от двух параллельных кинетосом, которые соединяются аморфным материалом. Жгутики содержат параксиальные стержни. Ядро, аппарат Гольджи и эндоплазматический ретикулум имеют обычное строение. Червеобразная митохондрия содержит множество мелких кинетопластов и дисковидные кристы. Батареи палочковидных трихоцист располагаются на переднем конце клетки. Особенности ультраструктуры подтверждают принадлежность этого вида к кинетопластидам и предполагают родственные связи с гетеротрофными эвгленовыми.

Ключевые слова: кинетопластиды, бодониды, эвгленовые, ультраструктура, хищник, поликинетопластия.

Елизарова В.А.

Суточная динамика деления клеток диатомеи Asterionella formosa Hass. в естественной популяции.

Суточную динамику деления клеток планктонной диатомеи Asterionella formosa Hass. в естественной популяции изучали в самый длинный фотопериод, к которому приурочен главный пик численности в сезонном развитии этой водоросли, по частоте встречаемости парных клеток. Установлено, что деление клеток периодично. Наиболее активно оно происходит в светлое время суток, особенно в первые послеполуденные часы - 27% делящихся клеток.

Ключевые слова: Asterionella formosa, парные клетки, частота встречаемости.

Копылов А.И., Косолапов Д.Б., Крылова И.Н., Масленникова Т.С.

Бактериопланктон Угличского водохранилища.

Изучение структурно-функциональных характеристик бактериопланктона Угличского водохранилища свидетельствует о высоком уровне его развития. Предполагается, что это в значительной мере обусловлено поступлением в водохранилище аллохтоного органического вещества, в том числе антропогенного происхождения. Наблюдается тенденция к увеличению численности, биомассы и продукции планктонных микроорганизмов. Анализ полученных результатов позволяет отнести водохранилище к водоемам мезотрофно-эвтрофного типа.

Ключевые слова: бактериопланктон, распределение и активность, Угличское водохранилище.

Дзюбан А.Н., Георгиев А.Н., Крылов А.В., Кузнецова И.А.

Бактериопланктон и зоопланктон трех разнотипных озер в подледный период.

На примере трех стратифицированных озер выявлены сложные связи между бактериопланктоном и зоопланктоном в зимний период: 1 - в результате микробиологических процессов круговорота метана в гиполимнионе образуется устойчивая анаэробная зона, сужающая пространственную нишу зоопланктеров, 2 - благодаря массовой концентрации бактерий в микроаэробной зоне метанокисления зимняя популяция фильтраторов обеспечивается обильной пищей и достигает здесь максимальных биомасс. Показана важная роль микробиального метанобразования в подледный период как источника богатого энергией органического вещества, которое включается в пищевые связи через звено бактериопланктон-зоопланктон.

Ключевые слова: бактериопланктон, зоопланктон, образование метана, окисление метана, кислородный режим.

Перова С.Н., Щербина Г.Х.

Сравнительный анализ структуры макрозообентоса Рыбинского водохранилища в 1980 и 1990 гг.

Проведен сравнительный анализ структуры макрозообентоса глубоководной зоны Рыбинского водохранилища в 1980 и 1990 гг. За рассматриваемый период уровень развития макрозообентоса Шекснинского плеса достоверно не изменился, в то время как на остальных трех плесах водохранилища биомасса существенно возросла. На долю 6 видов (Isochaetides newaensis, Chironomus plumosus, Limnodrilus hoffmeisteri, Potamothrix moldaviensis, P. hammoniensis, Procladius choreus) приходится на различных плесах 73-80% численности и 90% биомассы всего макрозообентоса.

Ключевые слова: макрозообентос, фауна, встречаемость, индекс доминирования, сапробность.

Голованова И.Л., Кузьмина В.В.

Транспорт нутриентов в кишечнике рыб.

Рассмотрены современные представления о транспорте нутриентов в кишечнике рыб. Описаны основные механизмы транспорта, включающие простую и облегченную диффузию, а также активный транспорт. Обсуждаются адаптации транспортных систем кишечника рыб к различным биотическим и абиотическим факторам среды.

Ключевые слова: рыбы, транспорт, нутриенты, механизмы транспорта, факторы среды, адаптации.

Мартемьянов В.И.

Сезонная динамика содержания кальция в плазме, эритроцитах, мышцах и гонадах плотвы, Rutilus rutilus L.

Сезонную динамику содержания кальция в плазме, эритроцитах, мышцах и гонадах самок плотвы Волжского плеса Рыбинского водохранилища регистрировали в 1987, 1988, 1989 гг. Содержание кальция в мышечной ткани не зависело от сезона. Уровень кальция в эритроцитах из года в год незадолго до нереста снижался на короткий период до минимальных значений. Концентрация кальция в яичниках зависела от стадии зрелости гонад. Повышение концентрации кальция в плазме крови самок в период вителлогенеза наблюдалось только в 1987 г., а в последующие два года - нет. Обобщены данные, показывающие, что отсутствие повышения концентрации кальция в плазме крови самок во время вителлогенеза коррелирует с ухудшением качества половых продуктов и воспроизводства рыб.

Ключевые слова: сезон, плотва, cамки, кальций, плазма, эритроциты, мышцы, гонады.

Балабанова Л.В.

Влияние тяжелых металлов на ультраструктуру иммунокомпетентных клеток селезенки и почек осетра Acipenser baeri Brandt.

Изучена ультраструктура лимфоцитов, плазматических клеток, макрофагов и гранулоцитов селезенки и почки молоди осетра Acipenser baeri Brandt в норме и при длительном воздействии тяжелых металлов в сублетальной концентрации (0,015 мг/л Cu2+, 0,003 мг/л Hg2+ и 0,03 мг/л Cd2+). Установлено, что наиболее выраженные изменения под действием тяжелых металлов наблюдались в ультраструктуре митохондрий. Эти органоиды становились набухшими, с разрушенными кристами. Подобное изменение митохондрий свидетельствует о нарушении процессов окислительного фосфорилирования в клетке, что лишает ее необходимой энергии и приводит к снижению устойчивости рыб к различным заболеваниям.

Ключевые слова: осетр, тяжелые металлы, иммунокомпетентные клетки, ультраструктура, митохондрии.

Виноградов Г.А.

Дилютерная система для проведения биотестов на отдельных гидробионтах и микрокосмах в проточных условиях.

Сконструирована дилютерная система, позволяющая поддерживать концентрации различных веществ в аквариумах и других емкостях. Данное устройство испытывалось в полевых и лабораторных условиях. Оно надежно зарекомендовало себя в хронических экспериментах по биотестированию в природных условиях. Установка не уступает по ряду характеристик и превосходит лучшие из зарубежных аналогов. Приведены сведения о конструкции и эксплуатации установки, особенностях применения ее для биотестирования на микрокосмах.

Ключевые слова: биотестирование, дилютерная система, гидробионты, микрокосмы.

Романенко А.В., Копылов А.И.

Сезонная динамика автотрофного пикопланктона и гетеротрофного бактериопланктона в прибрежных водах Рыбинского водохранилища.

Изучали сезонную динамику автотрофного пикопланктона и гетеротрофного бактериопланктона на прибрежной станции Волжского плеса Рыбинского водохранилища. Численность пикоавтотрофов колебалась в пределах 4,6-1504,1 тыс. кл./мл. Максимальные значения были отмечены во второй половине июля. Общая численность бактериопланктона варьировала от 4821,5 до 17925,5 тыс. кл./мл. Максимальные значения наблюдались в конце августа - начале сентября.

Ключевые слова: пикофитопланктон, гетеротрофный бактериопланктон, Рыбинское водохранилище.

© 2008-2017 ИБВВ РАН

Написать вебмастеру

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика